сховати меню

Опыт применения препаратов отечественной фармакологии в лечении хронических аллергодерматозов

сторінки: 90-92

Э.А. Мурзина, к.м.н., доцент кафедры дерматовенерологииНациональная медицинская академия последипломного образования имени П.Л. Шупика

Murzina_1_Spez_2011.jpg

Выполняя поручение Президента Украины № 1-1/252 (абзац второй, с. 1) от 06.03.2003 г., поручение Премьер-министра Украины № 14494 (п. 2) от 12.03.2003 г., приказом Министерства здравоохранения Украины № 312 от 08.05.2009 г. «Про затвердження клінічних протоколів надання медичної допомоги хворим на дерматовенерологічні захворювання», п. 1.7., был утвержден «Протокол надання медичної допомоги хворим на атопічний дерматит». Согласно этому протоколу, для наружного лечения атопического дерматита (АД) предлагается применять кремы, которые содержат нефторированные глюкокортикостероиды (ГКС): мометазона фуроат, метилпреднизолона ацепонат, гидрокортизона-17-бутират.
Сегодня отечественная фармацевтическая промышленность предоставила нам ГКС-препарат в форме крема, основное действующее вещество которого – метилпреднизолона ацепонат (МПА). Он обладает противовоспалительным, противоаллергическим, противозудным и антиэкссудативным действием, быстро проникает через роговой слой кожи в дерму, где подвергается гидролизу с образованием активных метаболитов — 17-пропионата и свободного метилпреднизолона. Оба производных обладают значительно большим сродством к стероидным рецепторам, чем исходное соединение.
При наружном применении МПА отечественного производства подавляет развитие воспалительных и аллергических кожных реакций, так же как и реакций, связанных с гиперпролиферацией, что ведет к уменьшению выраженности объективных симптомов (эритема, отек, лихенификация) и субъективных ощущений (зуд, раздражение, боль). При применении МПА наружно в эффективной дозировке системное действие минимально как у человека, так и у животных. После многократного нанесения на большие поверхности (40-60% поверхности кожи), а также при применении под окклюзионную повязку не отмечается нарушений функции надпочечников: уровень кортизола в плазме и его циркадный ритм остаются в пределах нормы, снижения уровня кортизола в суточной моче не происходит.
МПА отечественного производства (особенно его основной метаболит – 6α-метилпреднизолон-17-пропионат) связывается с внутриклеточными ГКС рецепторами. Стероидный рецепторный комплекс связывается с определенными участками ДНК, таким образом вызывая серию биологических эффектов. Связывание препарата со стероидным рецептором приводит к индукции синтеза макрокортина, ингибируя высвобождение арахидоновой кислоты и тем самым препятствуя формированию медиаторов воспаления типа простагландинов и лейкотриенов. Ингибирование синтеза вазодилатирующих простагландинов или потенцирование вазоконстрикторного действия адреналина, в конце концов, приводят к вазоконстрикторному эффекту ГКС.
Также необходимо отметить, что МПА имеет высокий терапевтический индекс (равный 2), который представляет собой соотношение клинической эффективности и побочных системных эффектов и свидетельствует о соотношении пользы и риска от применения препаратов: чем выше терапевтический индекс топического ГКС, тем безопаснее он в применении.
Учитывая механизм действия препарата МПА, его терапевтический индекс и лекарственную форму в виде крема, препарат может применяться при аллергических заболеваниях кожи, в т. ч. с хроническим течением, при которых эффективно местное применение ГКС:
АД;
нейродермит;
истинная экзема;
контактный дерматит;
дегенеративная экзема;
дисгидротическая экзема.

Материалы и методы исследования

Под нашим наблюдением находились 30 детей в возрасте от 3 до 14 лет с АД легкой и средней степени активности процесса, которые пребывали на стационарном или амбулаторном лечении в Киевской городской кожно-венерологической больнице. Из них девочек – 18, мальчиков – 12.
Больные с АД получали базисную терапию, включавшую антигистаминные препараты, витаминотерапию, седативные средства. Наружная терапия включала анилиновые красители, а также крем, содержащий МПА, отечественного производства. Препарат наносили на очаги поражения 1 раз в сутки тонким слоем. Общая продолжительность наружной терапии у больных с АД с применением указанного крема составила 7-10 дней.
Для объективной оценки степени тяжести течения заболевания и эффективности проводимой терапии у наблюдаемых нами детей с АД мы использовали количественную оценку – коэффициент SCORAD (kS). Этот коэффициент объединяет: площадь поражения кожи, степень выраженности объективных (эритема, образование папул/везикул, мокнутие, экскориации, лихенификация, сухость кожи) и субъективных (зуд кожи и нарушение сна) симптомов. Объективные симптомы оценивали по 3-балльной шкале: от 0 (отсутствие симптомов) до 3 (максимальная их выраженность). Субъективные симптомы оценивались по 10-балльной шкале самим пациентом или его родителем. При максимальной распространенности процесса и выраженности объективных и субъективных симптомов kS=103, а при их полном отсутствии kS=0.
Используя kS, объективно оценивали степень тяжести течения кожного процесса у каждого обследуемого ребенка:
0≤kS≥30 – легкая степень;
31≤kS≥60 – средняя степень;
61≤kS – тяжелая степень.
Для определения kS применяли специально разработанную компьютерную программу «Калькулятор SCORAD» Бельгийской компании «AIMS».

Результаты исследования и их обсуждение

Клиническая картина АД у больных с легкой степенью тяжести заболевания характеризовалась ограниченной площадью поражения кожных покровов. Патологический процесс локализовался в локтевых сгибах, подколенных ямках, периоральной области и был представлен слабо выраженной эритемой, единичными мелкопапулезными элементами, экскориациями, серозно-гнойными корками, умеренно выраженной сухостью кожи и мелкопластинчатым шелушением. Кроме того, отмечался незначительный зуд кожи и лихенификация в очагах поражения.
Среди преобладающих симптомов у пациентов со средней степенью тяжести АД мы выделили более интенсивный зуд кожи по сравнению с предыдущей группой больных, в ряде случаев приводящий к нарушениям сна. Кожный процесс носил распространенный характер и локализовался на коже лица (периорбитальная и периоральная области), передней поверхности шеи, локтевых сгибах, сгибательной поверхности предплечий, поверхности лучезапястных суставов, подколенных ямках и был представлен умеренно выраженной эритемой и отеком, папулезными элементами ярко-красного цвета, пустулезными элементами, серозно-геморрагическими и гнойными корочками, экскориациями, трещинами на фоне очагов лихенификации. Отмечалась выраженная сухость кожи и значительное шелушение как в очагах АД, так и на непораженной коже.
Среднее значение кS до начала лечения у пациентов составило 49,11±3,78.
У детей, получивших наружное лечение кремом, содержащим МПА, отечественного производства, результаты лечения оценивали по изменению жалоб пациентов (субъективная оценка) и изменению дерматологического статуса (объективная оценка).
Оценивая субъективные показатели до лечения, пациенты и их родители определяли интенсивность зуда и нарушения сна. Среднее значение интенсивности зуда до начала лечения у больных с АД – 5,42±0,38; в результате лечения оно снизилось более чем в 3 раза и составило 1,58±0,22. Показатель нарушения сна до начала лечения у больных с АД равен 3,32±0,38. После 3-4 дней применения крема у пациентов нормализовался сон.
В результате проведенного лечения у пациентов разрешились папулезные высыпания, гиперемия; эпителизировались экскориации и отошли корочки. Интенсивность таких клинических показателей, как лихенификация и сухость кожи, после лечения достоверно снизилась по сравнению с аналогичными показателями до лечения (см. таблицу).
Количественная оценка интенсивности кожного процесса
Этап
лечения
Клинические показатели
Гиперемия
Папулы
Корочки
Экскориации
Лихенификация
Сухость кожи
До
1,58±
0,15*
1,89±
0,17*
1,32±
0,18*
1,74±
0,15*
1,79±
0,22*
1,68±
0,20*
После
0
0
0
0
1,21±
0,14
0,95±
0,14
Примечание: *р≤0,05; достоверность различий в сравнении с показателями после лечения.
Положительная динамика у детей, получавших терапию с использованием крема, содержащего МПА, отечественного производства, заключалась в уменьшении площади и разрешении патологического процесса, нормализации сна и уменьшении зуда. Все это способствовало снижению среднего значения кS: в процессе лечения оно снизилось более чем в 4 раза и составило 10,16±1,09.
Эффективность проводимой терапии оценивали по следующим параметрам: клиническое излечение, значительное улучшение, улучшение, без эффекта.

Выводы

Обобщая результаты лечения детей с АД легкой и средней степени тяжести процесса с применением в наружной терапии крема, содержащего МПА, отечественного производства, мы констатировали клиническое излечение у 23 из 30 пациентов (76,67%), значительное улучшение – у 6 (20,0%) и улучшение – у 1 (3,33%) пациента. Случаев отсутствия эффекта или ухудшения течения заболевания на фоне проводимой терапии с применением указанного крема зарегистрировано не было.
Переносимость данного препарата, содержащего МПА, больными с АД на протяжении всего курса лечения оценена нами как хорошая.
Таким образом, в ходе проведенного нами исследования была продемонстрирована высокая клиническая эффективность и хорошая переносимость крема, содержащего МПА, отечественного производства в наружном лечении АД легкой и средней степени тяжести. Крем обладает хорошими патогенетическими свойствами, высоким терапевтическим индексом, удобен в применении.

Литература
1. Атопический дерматит: Руководство для врачей / Под ред. Т.В. Проценко. – Донецк: Мединфо, 1998. – 108 с.
2. Балаболкин И.И., Гребенюк В.Н. Атопический дерматит у детей. – М.: Медицина, 1999. – 240 с.
3. Дранник Г.Н. Клиническая иммунология и аллергология: пособие для студентов, врачей-интернов, иммунологов, аллергологов, врачей лечебного профиля всех специальностей. – 3-е изд., доп. – К.: ООО «Полиграф плюс», 2006. – 482 с.: ил.
4. Кожные и венерические болезни: Руководство для врачей / под редакцией Ю.К. Скрипкина, В.Н. Мордовцева. – М.: Медицина, 1999. – 880 с.
5. Компендиум 2009 – лекарственные препараты, 2009. – 1456 с.
6. Kapp A., Papp K., Bingham A. et al. Long-term management of atopic dermatitis in infants with topical pimecrolimus, a nonsteroid anti-inflammatory drug // J. Allergy Clin. Immunol. 2002; 117: 532.

Наш журнал
у соцмережах: