Article types: View of specialist

Место препаратов, стимулирующих репарацию и обладающих антибактериальным действием, в этапном лечении дерматологических больных

Я.Ф. Кутасевич, д.м.н., профессор, зав. отделом дерматологии, инфекционных и паразитарных заболеваний кожиГУ «Институт дерматологии и венерологии АМН Украины», г. Харьков

Kutasevich_Spec_1.jpgНаружная терапия, позволяющая воздействовать непосредственно на очаг поражения, значительно расширяет возможности лечения дерматологических больных. Одним из ее несомненных преимуществ является динамичность. Ключевые принципы этапного наружного лечения пациентов (рис. 1) складывались веками. Они предусматривают применение лекарственных форм в зависимости от остроты процесса, начиная с примочек при остром воспалительном процессе, особенно если он сопровождается везикуляцией, мокнутием, с последующим назначением гелевых форм, кремов, последовательно на гидрофильной и гидрофильно-эмульсионной основах, и заканчивая мазями на гидрофобных основах.
Однако динамичность наружной терапии важна не только из-за меняющейся остроты процесса, но и в связи с тем, что большинство первичных элементов сыпи эволюционирует, превращаясь во вторичные, и затем разрешается с остаточными явлениями или без них в виде дисхромий, рубцов, рубцовой атрофии и др. (рис. 2). При этом следует отметить, что эта эволюция нередко сопровождается нарушением целостности кожи, т. е. папулы могут трансформироваться в эрозии или изъязвления. Подобный исход, пожалуй, в еще большей степени связан с эволюцией бугорков и узлов. Нарушение целостности кожи наблюдается при пузырных дерматозах, нередко проявляющихся или осложняющихся пустулизацией. Часто оно развивается вследствие образования трещин при выраженной инфильтрации, гиперкератозе. Кроме того, все зудящие дерматозы могут сопровождаться возникновением экскориации в результате расчесывания.

Таким образом, необходимой составной частью лечения многих дерматозов является восстановление целостности кожных покровов.

Примеры дерматозов, сопровождающихся нарушением целостности кожи, представлены на рис. 3-14.
Необходимость восстановления целостности кожных покровов при различных дерматозах возникает довольно часто, поэтому нужна разработка соответствующих наружных средств, которые помогали бы в решении этого вопроса.
Основными направлениями наружного лечения нарушений целостности кожи являются:
• этиологическое и/или патогенетическое лечение основного заболевания;
• антибактериальные средства;
• средства, стимулирующие регенерацию.
Сочетать эти направления в одном препарате очень непросто, так как не всегда возможно радикальное этиологическое или даже патогенетическое лечение ряда дерматозов, что приводит к хронизации исходного процесса и поддерживает эскалацию процессов, ведущих к деструкции кожи. Кроме того, средства, стимулирующие репарацию, не только обычно не обладают антибактериальными свойствами, но и сами зачастую являются благоприятной средой для развития бактериальной инфекции. В связи с этим врач должен балансировать между проведением антибактериальной терапии и назначением средств, усиливающих репарацию. Оптимальной в этих условиях является разработка комбинированных препаратов, обладающих как антибактериальными, так и репаративными свойствами. К таким средствам относится препарат Сикальфат компании «Авен». Компоненты крема Сикальфат и их свойства (табл. 1) обеспечивают эффективное восстановление целостности кожи.
Препарат прошел многочисленные доклинические исследования [1]. Так, специально была разработана модель кожи: основой являлись фибробласты человека, инкубированные в специально разработанной среде, содержащей раствор коллагена І типа в 0,1% растворе уксусной кислоты с добавлением 10% взвеси эмбриональной ткани, при 37 °С в атмосфере СО2 (5%). На формирующуюся основу имплантировался фрагмент (2 мм) эпителия, а на поверхность модели 2 раза в день в течение 10 дней наносили Сикальфат.
При оценке толщины формирующегося эпителия было установлено, что на 5-й день его толщина в основной группе была больше, чем в контрольной, но эта разница – статистически недостоверна, а к 10-му дню разница становилась достоверной. При применении Сикальфата (59,5 базальных клеток) реэпителизация к 10-му дню была более выраженной по сравнению с контрольной группой.
При определении митотического индекса выяснилось, что на 5-й день достоверные различия еще не наблюдались, а на 10-й – отмечалось значительное увеличение митотического индекса вновь образованного эпителия с процентными показателями 46,8 в основной группе и 18,7 – в контрольной.
Влияние Сикальфата на эпителизацию подтверждено также гистологическими исследованиями.
Исследования [1] продемонстрировали значительное разрешение клинических проявлений после 15 дней применения препарата.
Еще одной лекарственной формой препарата является лосьон, состав которого представлен в табл. 2.
Особенности этой лекарственной формы:
• обладает подсушивающим эффектом;
• помогает избежать вторичного инфицирования;
• оказывает защитное действие;
• способствует заживлению, успокаивает, снимает раздражение.
Гистологический анализ морфологических изменений в коже после воздействия лосьона Сикальфат продемонстрировал видимое уменьшение цитоплазматического и внутриклеточного отека, возникшего в результате ДНФБ-дерматита. В ходе исследования доказано также выраженное антибактериальное (по отношению к Staphylococcus aureus и Escherichia coli) и противогрибковое (по отношению к Candida albicans) действие лосьона Сикальфат [1]. Таким образом, впервые в одном средстве объединены взаимодополняющие активные компоненты. Крем обеспечивает заживление кожи, успокаивает, снимает раздражение, обладает антибактериальными свойствами, предупреждает вторичное инфицирование, а лосьон дополнительно обеспечивает выраженное подсушивание кожи и может применяться на мокнущих поверхностях.
В соответствии с рекомендациями компании «Авен», показаниями к применению препарата являются:
• трещины;
• воспалительные дерматозы;
• экзематиды;
• мацерация складок под молочными железами;
• экзема;
• заеды;
• периоральный дерматит;
• ирритативные аногенитальные дерматиты;
• хейлиты;
• пеленочный дерматит;
• воспалительные проявления после электрокоагуляции, электроэпиляции, воздействия лазером.
Мы же рассматриваем возможные показания несколько шире и считаем возможным к ним отнести:
• дерматозы, сопровождающиеся:
• нарушением целостности кожи;
• инфильтрацией, гиперкератозом и трещинами;
• зудом и экскориациями;
• трофическими нарушениями;
• эрозированием, изъязвлением;
• дерматозы, сопровождающиеся мокнутием (экзема и другие аллергодерматозы), – для лосьона;
• травматические повреждения кожи, в том числе при проведении агрессивного лечения.
Наши наблюдения касаются лечения больных, распределение которых по полу и возрасту представлено в табл. 3.
Ни в одном случае при лечении больных с истинной экземой и дерматитом с применением препаратов Сикальфат мы не наблюдали развития пиококковых осложнений. Причем у 7 пациентов с дерматитом лечение проводилось в виде монотерапии (у 4 – кремом, у 2 – лосьоном, у 1 – последовательно кремом и лосьоном). У 1 больного ввиду выраженности воспалительных явлений применялись антигистаминные препараты и препараты кальция, наружно – последовательно лосьон и крем Сикальфат. Примером успешного применения препарата Сикальфат-крем может служить следующий клинический случай.
Больная Т., 20 лет, поступила с явлениями резкой гиперемии кожи лица, на фоне которой отмечалась везикуляция, трещинки, мелкопластинчатое шелушение.
Из анамнеза: больная в течение нескольких лет самостоятельно применяла фторированный кортикостероид сильного действия в связи с периодически появляющимися «красными пятнами» в области щек, крыльев носа и лба. В результате кожа лица истончилась, появилась выраженная сухость и шелушение. Больная обратилась к врачу. Была назначена 10% борная примочка, после чего развилась резкая гиперемия, отечность, выраженная везикуляция, трещины, усугубилось шелушение (рис. 15, 16). Учитывая анамнез, было принято решение не применять топические стероиды. Был назначен лосьон Сикальфат 2 раза в неделю, затем крем Сикальфат 2 раза в день. Уже через 3 дня после начала лечения воспалительные явления значительно уменьшились, прекратилось мокнутие (рис. 17, 18).
У больных с микробной экземой к 5-му дню лечения препаратом значительно уменьшались проявления воспаления (гиперемия, отечность). Отмечалось частичное разрешение сыпи, преимущественно в периферических отделах очагов. К 10-му дню у 4 из 6 пациентов отмечалась клиническая ремиссия, у 1 больного она наступила через 14 и у 1 – через 18 дней.
У больных с пузырчаткой при применении препарата Сикальфат (особенно в случае использования лосьона) наблюдается подсушивание эрозий к 3-5 дню лечения. Корки при этом носят серозный характер. Причем даже при общей положительной динамике процесса на фоне системной кортикостероидной терапии в очагах, не обрабатываемых препаратами Сикальфат, эти явления наступали лишь к 7-8 дню, а у 1 больной отмечалось формирование гнойных корок. То есть можно сделать вывод, что применение Сикальфата в комплексной терапии больных с пузырчаткой позволяет снизить риск развития пиококковых осложнений, способствует более быстрому подсушиванию, эпителизации эрозий.
При включении препаратов Сикальфат в комплексное лечение больных с трофическими язвами снижалась необходимость назначения системных антибактериальных препаратов. В наших наблюдениях мы вынуждены были назначить их в одном из пяти случаев. У этой категории пациентов отмечалась хорошая переносимость Сикальфата.

Таким образом, наш первый опыт применения ­лосьона и крема Сикальфат свидетельствует о том, что комбинированные препараты, содержащие антибактериальные средства, и средства, усиливающие репарацию, в различных лекарственных формах (крем, лосьон) дают возможность проводить высокоэффективное этапное лечение поражений кожи, сопровождающихся нарушением ее целостности. При этом врач получает уникальную возможность, применяя одно наружное средство, воздействовать на два весьма существенных фактора, сопровождающих повреждение кожных покровов, – бактериальную инфекцию и недостаточно активную репарацию.

Литература
1. Evaluation de l’effet reparateur de Cicalfate® creme / S. Boisnic, M.C. Branchet-Gumila, T. Nocera et al. // Realites therapeutiques en Dermato-Venerologie. – 2006. – N 157 (May), c. 2. – P. 31–34.

***


Статья размещена в спецвыпуске № 1 2010 на стр. 19-24

Our journal in
social networks: