Лечение хронической болезни Лайма связано с серьезными инфекционными осложнениями
pages: 27-28
Длительный прием антибиотиков и другие методы лечения хронической болезни Лайма, или пост-Лайм синдрома (post–Lyme disease syndrome), приводят к септическому шоку, псевдомембранозному колиту, остеодисциту, абсцессам и смерти согласно отчету о пяти случаях, сообщенных в Центры по контролю и профилактике заболеваний в США за последние годы.
В статье, опубликованной 16 июня 2017 г. в Morbidity and Mortality Weekly Report, Natalie S. Marzec, MD, University of Colorado, Aurora, утверждает, что клиницисты, специалисты в области общественного здравоохранения и пациенты должны знать, что лечению хронической болезни Лайма не хватает доказательной эффективности и оно может привести к серьезным осложнениям.
Термин «хроническая болезнь Лайма» используется в качестве диагноза для различных конституциональных, опорно-двигательных и психоневрологических симптомов. Несмотря на недостаточность данных, подтверждающих эффективность и безопасность пролонгированного использования антибиотиков, иммуноглобулинов или других методов лечения у этих пациентов, некоторые врачи назначают такую терапию, и иногда это приводит к серьезным последствиям. Например, недавнее исследование, опубликованное в Medscape Medical News, предоставляет дополнительные доказательства того, что длительное лечение антибиотиками не является эффективной терапией хронической болезни Лайма, несмотря на то что некоторые протоколы содержат такие рекомендации.
В текущем отчете исследователи описывают пять клинических случаев пост-Лайм синдрома с осложнениями после одного из этих нестандартных методов лечения. В одном случае пациентка в возрасте около 30 лет жаловалась на усталость и артралгии. Была диагностирована хроническая болезнь Лайма, бабезиоз и бартонеллез. Ей было назначено несколько курсов пероральных антибиотиков, без эффекта. Затем ей вводили внутривенно цефтриаксон и цефотаксим через периферически имплантируемый центральный венозный катетер (ПИК-катетер). Три недели спустя с усилившейся болью в суставах, повышением температуры и высыпаниями она была переведена в отделение интенсивной терапии, были назначены антибиотики широкого спектра действия. Несмотря на предпринятые меры, она умерла от септического шока, вызванного бактериемией, связанной с центральным венозным катетером.
У другой пациентки, подростка, была диагностирована хроническая болезнь Лайма на основании длительной миалгии и артралгии, болей в спине, головных болей и летаргии. Она получала пероральные и внутривенные антибиотики через ПИК-катетер в течение 5 мес без улучшения. После прекращения антибиотикотерапии у нее развился септический шок. Посевы крови дали положительный результат на Acinetobacter spp., после чего были успешно назначены антибиотики широкого спектра действия в отделении интенсивной терапии.
Третья пациентка – женщина в возрасте 40 лет, у которой после множественных укусов членистоногих появились гриппоподобные симптомы. Лабораторная диагностика подтвердила клещевой боррелиоз. Она получила два 4-недельных курса перорального доксициклина. Два года спустя на основании жалоб на усталость, когнитивные проблемы и плохую переносимость физической нагрузки ей установили диагноз «хроническая болезнь Лайма». После длительного внутривенного введения антибиотиков в бакпосеве крови и с кончика катетера выросла Pseudomonas aeruginosa, от которой она получала лечение. Постоянная боль в спине привела к диагностике остеодисцита на основании результатов компьютерной томографии и биопсии кости, которая также была положительной в отношении P. aeruginosa. Лечение остеодисцита в итоге оказалось успешным.
В последних двух случаях сообщалось о пациентках в возрасте 50 и 60 лет, которые имели одно или несколько сопутствующих заболеваний. Первая отмечала слабость, отечность и покалывание в конечностях, что привело к первоначальному диагнозу хронической воспалительной демиелинизирующей полинейропатии и 5 годам неудачного лечения. Впоследствии ей был установлен диагноз: боковой амиотрофический склероз (БАС), а также хроническая болезнь Лайма, бабезиоз и пятнистая лихорадка Скалистых гор. После 7 мес интенсивного лечения антибиотиками у нее развилась инфекция Clostridium difficile, потребовавшая более 2 лет терапии. Эта пациентка умерла от осложнений БАС.
У старшей из двух пациенток на момент диагностирования невропатии на фоне хронической болезни Лайма была аутоиммунная нейтропения, смешанное заболевание соединительной ткани и дегенеративный артрит. После лечения внутривенным иммуноглобулином каждые 3 нед в течение более 10 лет у нее развилась метициллин-устойчивая инфекция Staphylococcus aureus, в связи с чем была назначена парентеральная антибиотикотерапия. Позднее возник рецидив стафилококковой инфекции, подтвержденный с помощью магнитно-резонансной томографии, свидетельствующей об абсцессе в поясничных дугоотросчатых суставах, который был успешно дренирован.
Эти случаи подчеркивают серьезность и масштаб побочных эффектов, которые могут быть вызваны применением недоказанных методов лечения хронической болезни Лайма. Помимо опасностей, связанных с неправильным применением антибиотиков, таких как создание условий для роста устойчивых к антибиотику бактерий, эти методы лечения могут привести к повреждениям, которые вызваны ненужными процедурами; бактериемии и возникающим в ее результате метастатическим инфекциям; венозным тромбозам и упущенным возможностям диагностики и лечения настоящей причины симптомов у пациента.
Авторы призывают повысить осведомленность о рисках, связанных с лечением хронической болезни Лайма, и выступают за проведение дополнительных исследований.
Chronic Lyme Disease Treatments Linked to Serious Infections, Jun 22, 2017.