Язвенно-некротическая форма опоясывающего лишая
сторінки: 46-47
Больная М., 63 года, жительница г. Харьков, поступила в отделение дерматологии клиники ГУ «Институт дерматологии и венерологии НАМН Украины» с жалобами на высыпания в области правой половины грудной клетки, чувство жжения, болезненность в указанной области, общую слабость, недомогание, бессонницу.
Из анамнеза: считает себя больной в течение 1,5 мес, когда впервые появились указанные жалобы. Обратилась к дерматологу по месту жительства, был установлен диагноз опоясывающего лишая и назначено лечение: вальтрекс по 0,5 г 3 раза в сутки в течение 5 дней. На фоне проведенного лечения состояние больной несколько улучшилось, перестали появляться свежие пузырьковые элементы. Больная была выписана с улучшением, однако полной эпителизации очагов не произошло. Пациентка приступила к работе, однако состояние ее ухудшилось, появились язвенно-некротические очаги, которые распространились на область молочной железы, что сопровождалось усилением боли и отсутствием сна, по поводу чего больная обратилась в поликлинику ГУ «Институт дерматологии и венерологии НАМН Украины» и была госпитализирована в стационар.
Анамнез жизни – без особенностей.
При поступлении общее состояние больной относительно удовлетворительное: правильного телосложения, пониженного питания, видимые слизистые оболочки обычной окраски, пальпируются подмышечные и паховые лимфоузлы величиной с фасоль, подвижные, плотно-эластичной консистенции, безболезненные. При аускультации легких – дыхание везикулярное, тоны сердца ритмичные, артериальное давление 110/80 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный, паренхиматозные органы не увеличены, симптом Пастернацкого отрицательный с обеих сторон. Физиологические отправления не нарушены (со слов больной).
Локальный статус: дерматоз носит асимметричный распространенный характер. Локализуется справа в области проекции двух дерматомов Th4–Th5. По латерально-задней поверхности определяются постгерпетические гиперпигментные пятна и атрофические рубцы, а также четыре язвенно-некротических очага от 0,5 до 2 см в диаметре с четкими плотными краями, дно которых покрыто серозно-гнойным, местами фибринозным налетом (см. рисунок).
На основании жалоб, анамнеза и клинической картины больной был установлен диагноз: «Опоясывающий лишай, язвенно-некротическая форма, осложненная пиодермией».
При дополнительном обследовании в клиническом анализе крови выявлен лейкоцитоз (20,4х109/л) и лимфоцитоз (88%), по поводу чего больная была проконсультирована в Харьковском областном клиническом онкологическом центре гематологом. Заключение: хронический лимфолейкоз (А0).
Данный случай представляет интерес, так как развитие язвенно-некротической формы опоясывающего лишая произошло на фоне хронического лимфолейкоза и применения недостаточной курсовой дозы валацикловира.