скрыть меню

Клинический случай лимфоцитомы кожи

страницы: 43-45

Н.Ю. Резниченко, д-р мед. наук, доцент, А.В. Веретельник, канд. мед. наук, доцент, КУ «Запорожский областной кожно-венерологический клинический диспансер» ЗОС

Лимфоцитома кожи представляет собой доброкачественную реактивную лимфоретикулярную пролиферацию; не является специфическим заболеванием, а скорее воспалительным ответом на неизвестные триггеры, что приводит к аккумуляции воспалительных клеток [3].

Этиология в большинстве случаев идиопатическая. Зачастую причину возникновения лимфоцитомы выявить невозможно. В литературных источниках в качестве основных триггеров лимфоцитомы рассматривают реакцию гиперчувствительности на медикаменты (прежде всего противосудорожные препараты) и вакцины, татуировки, контакт с ювелирными украшениями (особенно из золота) [1, 5]. Кроме того, основой для развития лимфоцитомы могут служить различные инфекции: в первую очередь Varicella zoster, Helicobacter pylori, а также Borrelia burgdorferi и Borrelia afzelius, заражение которыми все чаще происходит при укусах клещей на территории Украины [1, 5]. Некоторые авторы отмечают возможность появления лимфоцитомы в местах травматизации кожи, в том числе в результате иглоукалывания.

Клинические проявления лимфоцитомы кожи отличаются большим полиморфизмом, что приводит к частым диагностическим ошибкам и поздней диагностике. Среди ошибочных диагнозов наиболее часто встречаются красный плоский лишай, узловатая почесуха, саркоид, лимфосаркома, ретикулосаркома, дискоидная красная волчанка.

Выделяют 2 основных клинических формы лимфоцитомы:

  • поверхностно-инфильтративную, которая характеризуется появлением на коже эритематозных пятен, папул и бляшек;
  • опухолевую, при которой отмечается образование узлов, клинически сходных с манифестацией грибовидного микоза.

Для лечения пациентов с лимфоцитомой кожи в литературе предлагаются следующие методы: антибактериальная терапия, рентгенотерапия и хирургическое иссечение узлов [2, 4]. Большинство авторов указывают на высокую чувствительность лимфоцитомы к рентгеновским лучам и описывают эффективность данного способа лечения [4].

Под нашим наблюдением находилась пациентка Д., 35 лет, которая была направлена в кожно-венерологическое отделение № 1 КУ «Запорожский областной кожно-венерологический клинический диспансер» ЗОС с жалобами на высыпания на коже нижних конечностей, которые не сопровождались субъективными ощущениями.

KIAI176_4345_r2-300x219.jpg

Рис. 2. Пациентка Д., 35 лет. Диаскопия элементов высыпаний, симптом «яблочного желе»

Из анамнеза заболевания: высыпания на коже нижних конечностей впервые возникли около полугода назад. Вначале пациентка отмечала появление единичных пятен красной окраски небольшого размера в области передней поверхности голеней и бедер. Их возникновение ни с чем не связывает. Пациентка отрицает употребление медикаментов, контакт с вероятными аллергенами, инфекционные заболевания, травматизацию кожи накануне появления высыпаний. Возникновение пятен не сопровождалось субъективными ощущениями (зудом, жжением, болью). С течением времени пятна несколько увеличились в размерах, приобрели синюшно-фиолетовый оттенок, часть из них начала возвышаться над уровнем кожи. Кроме того, в области IV пальца правой стопы образовался безболезненный узел округлой формы. В течение нескольких месяцев высыпания распространились на медиальную и латеральную поверхности голеней и бедер. Пациентка обратилась за медицинской помощью в поликлинику по месту жительства, где был установлен диагноз: «Красный плоский лишай». Была проведена терапия антигистаминными препаратами І и ІІ поколений, седативными средствами, иммуномодуляторами, витаминами группы В и витамином С в стандартных дозах, наружно назначались топические кортикостероиды и их комбинации с антибактериальными и антимикотическими средствами. Эффекта после данной терапии пациентка не отмечала, в связи с чем была направлена в кожно-венерологический диспансер.

Из анамнеза жизни: среди перенесенных заболеваний отмечала простудные. В течение последних 10 лет регулярно (1 раз в год) проходила профилактические медицинские осмотры по месту работы, во время которых патологии выявлено не было. Аллергологический анамнез: не отягощен. Семейный анамнез: родственники пациентки не страдали дерматологическими заболеваниями.

Объективно при поступлении в КУ «ЗОКВКД» ЗОС: патологический кожный процесс локализовался на передней, медиальной и латеральной поверхностях бедер и голеней, а также на тыльной и подошвенной поверхностях стоп (рис. 1). В указанных местах отмечалось наличие многочисленных эритематозных пятен и папул округлой формы с четкими границами размером от 2 мм до 1,5 см, не склонных к слиянию. В области проксимальной фаланги IV пальца правой стопы – узел красной окраски округлой формы плотно-эластической консистенции, размером около 0,8 см в диаметре (рис. 1б). На поверхности пятен и папул в местах соприкосновения с обувью отмечалось шелушение кожи. При проведении диаскопии папул в области бедер наблюдалась желтовато-бурая окраска элементов высыпаний по типу симптома «яблочного желе» (рис. 2). При физикальном обследовании других отклонений выявлено не было.

Результаты лабораторных и инструментальных методов обследования:

  • в общеклинических анализах значимых отклонений не обнаружено;
  • АлТ, АсТ, глюкоза крови – в пределах нормы;
  • коагулограмма – в пределах нормы.
  • ИФА на ВИЧ-инфекцию: антитела к ВИЧ не выявлены;
  • ИФА на Тr.pallidum: отрицательный.

Учитывая наличие симптома «яблочного желе», пациентка была направлена на рентгенологическое обследование и проведение диаскинтеста. Было проведено рентгенологическое исследование органов грудной клетки в двух проекциях, в результате чего патологических очагов выявлено не было. После проведения диаскинтеста не отмечалось формирование папулы. Пациентка консультирована фтизиатром, и на основании проведенных исследований диагноз туберкулеза был исключен.

Для установления окончательного диагноза пациентке проведена биопсия кожи бедра с последующим патогистологическим исследованием.

Результат патогистологического исследования: в дерме и гиподерме – массивный инфильтрат, состоящий из лимфоидно-ретикулярных и гистиоцитарных клеток, отграниченный от эпидермиса узкой зоной нормального коллагена. В составе инфильтрата встречаются эозинофильные и нейтрофильные лейкоциты, плазматические клетки. Эпидермис не изменен.

KIAI176_4345_r1-204x300.jpg

Рис. 1. Пациентка Д., 35 лет. Клиническая картина высыпаний кожи (состояние до лечения; здесь и далее – фото предоставлены авторами)

KIAI176_4345_r3-204x300.jpg

Рис. 3. Пациентка Д., 35 лет. Диагноз: «Лимфоцитома кожи» (состояние после лечения)

Был установлен диагноз: «Лимфоцитома кожи». На­значено лечение:

  • преднизолон 30 мг/сут с последующим снижением дозы (с корригирующей терапией препаратами калия и кальция) в течение 45 дней;
  • амоксициллин в комбинации с клавулоновой кислотой в дозе 875/125мг 2 р/сут 10 дней, затем доксициклин 100 мг 2 р/сут. 10 дней;
  • итраконазол 100 мг 2 р/сут. 10 дней;
  • раствор натрия тиосульфата 30% – 5,0 мл 1 р/сут № 10;
  • супрастин 1,0 мл в/м 1р/сут № 10, затем левоцетиризин 5 мг 1 р/сут 10 дней;
  • наружно – кортикостероидные мази под окклюзионные повязки 20 дней.

Проведенная терапия не была эффективной. Через 1,5 мес от начала лечения отмечалось лишь незначительное побледнение высыпаний на коже нижних конечностей, в связи с чем данное лечение было прекращено.

Среди перечисленных в литературе эффективных методов лечения лимфоцитомы кожи указывались антибактериальная терапия, рентгеновское облучение и хирургическое иссечение. От рентгеновской терапии пациентка отказалась, а хирургическое иссечение множественных очагов не представлялось возможным. В связи с этим пациентке был назначен метотрексат в дозе 15 мг/нед с корригирующей терапией фолиевой кислотой. Через 3 нед от начала лечения метотрексатом отмечалась значительная положительная динамика: эритематозные пятна, папулы и узел регрессировали, новых высыпаний не отмечалось (рис. 3). Лечение метотрексатом было продлено до 3 мес, что позволило достичь полного излечения пациентки.

Список литературы

1. Albrecht J, Fine LA, Piette W. Drug-associated lymphoma and pseudolymphoma: recognition and management. Dermatol Clin. 2007;25(2):233-44.

2. Bergman R. Pseudolymphoma and cutaneous lymphoma: facts and controversies. Clin Dermatol. 2010;28(5):568-74.

3. Brodell RT, Santa Cruz DJ. Cutaneous pseudolymphomas. Dermatol Clin. 1985;3(4):719-34.

4. Lucinda TS, Hazel OH, Joyce LS, Hon CS. Successful Treatment of Tattoo-Induced Pseudolymphoma with Sequential Ablative Fractional Resurfacing Followed by Q-Switched Nd: YAG 532 nm Laser. J Cutan Aesthet Surg. 2013;6(4):226-8.

5. Maubec E, Pinquier L, Viguier M, et al. Vaccination-induced cutaneous pseudolymphoma. J Am Acad Dermatol. 2005;52(4):623-9.

КЛІНІЧНИЙ ВИПАДОК ЛІМФОЦИТОМИ ШКІРИ

Н. Ю. Резніченко, О. В. Веретельник
КУ «Запорізький обласний шкірно-венерологічний клінічний диспансер» ЗОР, г. Запорожье

Резюме

У статті наведено описання клінічного випадку лімфоцитоми шкіри, розглянуті основні причини виникнення даного захворювання, необхідний план обстеження пацієнтів, сучасні підходи до лікування. Представлені результати власних спостережень авторів за перебігом захворювання у пацієнтки з лімфоцитомою шкіри.

Ключові слова: лімфоцитома шкіри, етіологія, клінічні прояви, лікування.

CASE REPORT OF CUTANEOUS LYMPHOID HYPERPLASIA

N. Yu. Reznichenko, A. V. Veretelnyk
KU «Zaporizhzhya Regional Skin and Venereal Clinical Dispensary» ZOR, Zaporizhzhia

Abstract

The article describes the case report of cutaneous lymphoid hyperplasia, the main causes of this disease, the necessary plan for examining patients, modern approaches to treatment. The authors present their own observations of the course of the disease in a patient with cutaneous lymphoid hyperplasia.

Key words: cutaneous lymphoid hyperplasia, etiology, clinical manifestations, treatment.

Наш журнал
в соцсетях: