Васкулярные структуры в дерматоскопии опухолей кожи
сторінки: 5-14
Опухоли кожи проявляются признаками повышенной васкуляризации. Рост тканей ограничивается их кровоснабжением. Особая роль в процессе канцерогенеза принадлежит неоангиогенезу — новообразованию в опухоли сети кровеносных сосудов (рис. 1).
Ангиогенез – неотъемлемая часть нормального эмбриогенеза и онтогенеза. Нарушение его приводит к развитию доброкачественных и злокачественных опухолей (невуса Шпиц, саркомы Капоши и др.). Он играет важную роль в пролиферации солидных опухолей и метастазировании. Понимание механизмов ангиогенеза способствует повышению эффективности лечения опухолей кожи. Модели ангиогенеза зависят от типа опухоли.
В коже находится большое количество кровеносных и лимфатических сосудов. Артериальные сосуды образуют две сети. Первая из них располагается между дермой и подкожной клетчаткой, от нее отходят более мелкие сосуды в сетчатый слой дермы. На границе с сосочковым слоем они разветвляются и образуют вторую сеть, от которой отходят капилляры, проникающие в сосочки (капиллярные петельки).
Венозные сосуды образуют три сети. Одна из них расположена под сосочками, вторая – в нижней половине дермы и третья – в подкожной жировой ткани. Эпидермис лишен кровеносных сосудов и питается за счет дермы. Лимфатические сосуды образуют в дерме две сети: поверхностную и глубокую (рис. 2).
Первые эндотелиальные клетки возникают из эмбриональных предшественников – ангиобластов, которые, в свою очередь, могут возникать из более примитивных клеток – гемангиобластов. Таким образом, часть эндотелиальных клеток может иметь общее эмбриональное происхождение с клетками циркулирующей крови, а не с другими сосудистыми клетками (например, гладкомышечными или соединительно-тканными). Поэтому многие маркеры, первоначально считавшиеся связанными с клетками гемопоэза (например, CD34 и CD136), также экспрессируются эндотелием, а многие из считавшихся связанными с эндотелием, например, РЕСАМ-1 (CD31) и эндотелин (CD105), обнаруживаются на поверхности клеток циркулирующей крови.
Вновь сформированные ангиобласты обычно мигрируют, дифференцируясь в эндотелиальные клетки в тканях эндодермального происхождения (например, в легких, сердце, кишечнике), и по мере дифференцировки формируют канатики и трубочки, являющиеся первыми кровеносными сосудами. Эндотелиальные клетки трубочек в дальнейшем индуцируют дифференцировку примитивных мезенхимальных клеток в клетки, составляющие сосудистую стенку (гладкомышечные клетки и перициты). Формирование выстланных эндотелием трубочек из дифференцирующихся ангиобластов называется васкулогенезом, а развитие новых кровеносных сосудов из предсуществующих кровеносных сосудов, выстланных эндотелием, – ангиогенезом.
Для нормального развития сосудистой сети также требуется новообразование сосудов (ремоделирование). Сосудистая сеть начинает формироваться в эмбриональный период и продолжает изменяться с развитием плода, а также в постнатальный период. Зрелые эндотелиальные клетки сохраняют способность регенерировать, в связи с чем при травме могут развиваться новые кровеносные сосуды (как часть процесса репарации). Такие сосуды возникают путем ангиогенеза, инициированного эндотелиальными клетками в сосудах, расположенных по соседству с местом ранения. Кроме того, ангиогенез обеспечивается присутствующими в крови взрослых ангиобластами, способными «засевать» место травмы. По мере созревания молодой грануляционной ткани новые сформированные сосуды подвергаются сосудистому ремоделированию. Ангиогенез у эмбриона, так же как ангиогенез при заживлении ран, контролируется рядом полипептидных факторов, которые связываются со специфическими рецепторами белка тирозинкиназы на эндотелиальных клетках.
Среди факторов роста сосудистого эндотелия наиболее изучен сосудистый эндотелиальный стимулятор ангиогенеза/фактор сосудистой проницаемости (VEGF/VPF) – высокоспецифичный митоген для эндотелиальных клеток, не действующий на гладкие мышцы сосудов, фибробласты и эпителиальные клетки. Рецепторы к нему (fit-1 и KDR) экспрессируются главным образом на ангиобластах и зрелых сосудистых эндотелиальных клетках. Если в маленькие опухоли питательные вещества и кислород поступают путем диффузии или через соседние капилляры, то клетки опухолей более крупного размера приобретают способность к сосудообразованию и выделяют белковый фактор, потенцирующий врастание капилляров в опухолевую ткань из прилежащей сохранной ткани. Этот полипептид называется фактором Фолькмана. При этом процесс опухолевого ангиогенеза происходит в условиях взаимодействия между опухолевыми клетками, эндотелиальными клетками и экстрацеллюлярным матриксом.
Выделяют три этапа опухолевого ангиогенеза, следующих друг за другом по мере опухолевой инвазии:
- пролиферацию эндотелиальных клеток;
- разрушение окружающего экстрацеллюлярного матрикса;
- миграцию эндотелиальных клеток.
Ангиогенез в опухоли происходит на фоне измененного экстрацеллюлярного матрикса в условиях нарушенных межклеточных и паренхиматозно-стромальных взаимоотношений. Это приводит к развитию неполноценных сосудов преимущественно капиллярного типа, часто имеющих прерывистую базальную мембрану с нарушенной эндотелиальной выстилкой. Важную роль в ангиогенезе играют стимуляторы (факторы роста сосудов) и ингибиторы ангиогенеза. Факторы роста сосудов продуцируются различными клетками и связываются с рецепторами на поверхности эндотелиальных клеток. Процесс ангиогенеза косвенно зависит и от некоторых других пептидов, способствующих миграции в очаг опухолевого роста клеток-продуцентов факторов роста сосудов. Активированные таким образом эндотелиальные клетки начинают размножаться и расти в сторону опухоли. Процесс опухолевого ангиогенеза завершается образованием из массы эндотелиальных клеток трубочек – сосудов.
Дерматоскопия дает возможность идентифицировать кровеносные сосуды, которые могут быть не видны при обычном осмотре. Неудивительно, что разные кожные опухоли могут иметь собственную уникальную васкулярную архитектуру.
Дерматоскопия показала, что морфология и характер распределения кровеносных сосудов часто коррелирует с конкретными опухолями.
В отличие от иммерсионных дерматоскопов, кросс-поляризованные дерматоскопы позволяют осуществлять мониторинг сосудистых структур в коже. При иммерсионной дерматоскопии контакт между стеклянной линзой и поверхностью опухоли должен осуществляться без пресса для лучшей визуализации капилляров на поверхности кожи (рис. 3).
Визуализация сосудистых структур зависит от оптических устройств (контактные или бесконтактные дерматоскопы).
Дерматоскоп должен быть тщательно приложен на очаг поражения с минимальным давлением. В качестве иммерсии можно использовать иммерсионное масло, гель для ультразвука. Несмотря на то что бесконтактные дерматоскопы не требуют физического контакта между кожей и стеклянной линзой, за счет отражения света от сухих, шелушащихся образований происходит ухудшение визуализации сосудистых поражений. Использование таких жидкостей, как вода, спирт и иммерсионное масло, а также ультразвуковой гель, помогает уменьшить отражения от поверхности и визуализировать сосуды (рис. 4).
В 2010 г. Zalaudek et al. предложили трехступенчатый алгоритм для оценки дерматоскопических поражений с вовлечением сосудов.
Морфология сосудистых структур
Дерматоскопия обеспечивает осмотр кожи в горизонтальной плоскости, поэтому сосуды, которые расположены параллельно поверхности кожи, будут выглядеть как линии, в то время как те, которые расположены вертикально к поверхности кожи, – в виде точек или узелков. В связи с этим возникает тесная связь между доминирующей сосудистой структурой и прогрессией опухоли.
Среди множества различных сосудистых структур выявляют 6 основных морфологических структур:
- запятые;
- пунктирные;
- линейные (линейные иррегулярные и линейные спиральные);
- в виде шпилек;
- в виде клубочков;
- древовидные сосуды.
Так же есть сосуды в виде венца короны (тонкие сосуды, расположенные вокруг беловатого ядра), клубничные сосуды и молочно-красные глобулы. В последние годы зарегистрированы кольцеобразные сосуды, сосуды в виде сперматозоидов и красные глобулы.
Киттлер и соавт. классифицировали три основные морфологические группы сосудов, а именно: точки, глобулы и линейные сосуды. Кроме того, они делят линейные сосуды на шесть категорий: линейные – прямые (иррегулярные), линейные – типа петли (сосуды в виде шпилек), линейные – изогнутые (в виде запятых), линейные – серпигинирующие (иррегулярные, древовидные, в виде венца короны), линейные – спиралевидные (в виде штопора) и линейные – свернувшиеся сосуды (в виде клубочков; рис. 5).
Древовидные сосуды
Древовидные сосуды в 1990 г. были первоначально признаны для диагностики базальноклеточной карциномы (БКК) и представляют собой ярко-красные сосуды, резко расширенные в центре (рис. 6) Как правило, сосуды большого диаметра, которые ветвятся на более мелкие, более тонкие ветви. Большие – в диаметре от 0,2 мм, менее ветвящиеся мелкие сосуды – терминальные капилляры – 10 мкм. Чувствительность метода для БКК составляет 96,1%, специфичность – 90,6%. Древовидные сосуды обычно встречаются при узловой, кистозной и склерозирующей формах БКК (рис. 7–9). Кроме того, толстые древовидные сосуды могут появиться в ювенильной ксантогранулеме, карциноме Меркеля, ангиогистоцитоме и гидраденоме, эпидермальных кистах и злокачественной эккринной пороме. При фиброэпителиоме Пинкуса, редкого варианта БКК, встречаются амброзивные сосуды более малого диаметра.
Пунктирные, или точечные, сосуды
Пунктирные сосуды обычно имеют высокую прогностическую ценность при меланоцитарных поражениях кожи. Они соответствуют концам коротких, вертикально расположенных капилляров в образованиях кожи. При дерматоскопии они выглядят как очень маленькие красные точки диаметром 0,01–0,02 мм, которые выстраиваются в линию бок о бок. Такие сосуды могут появляться при вирусных бородавках, актиническом кератозе, себорейном кератозе, болезни Боуэна и плоскоклеточной карциноме. Кроме того, они могут появляться в дерматофиброме (рис. 10), ювенильной ксантогранулеме, невусе Шпиц, меланоцитарных поражениях (рис. 11). В то же время, при атипичных формах невуса Шпиц встречаются линейные иррегулярные сосуды, сосуды в виде клубочков, которые обычно встречаются при беспигментной меланоме.
Невус Кларка характеризуется наличием пунктирных сосудов и сосудов в виде запятой.
На ранней стадии тонкой беспигментной/гипомеланотической меланомы (толщина < 1 мм) встречаются пунктирные сосуды, которые являются правильными, однородными, и их трудно дифференцировать от беспигментного невуса Шпиц. При беспигментной меланоме встречаются пунктирные сосуды и линейные полиморфные сосуды. Положительная прогностическая ценность метода – 67,6% для меланомы.
Светлоклеточная акантома (рис. 12) характеризуется наличием струноподобных пунктирных сосудов. Также они часто видны при псориазе (рис. 13), красном плоском лишае (рис. 14), а также при поверхностных и узловатых формах БКК, фиброэпителиоме Пинкуса, хроническом дерматите и грибовидном микозе, метастатических поражениях кожи (рис. 15).
Прогностическое значение анализа васкулярных структур в дерматоскопии меланоцитарных поражений представлено в таблице.
Сосуды в виде шпильки или в виде петли
Сосуды в виде шпильки или в виде петли – это U-образные кровеносные сосуды с открытыми концами, напоминают шпильку, имеют диаметр приблизительно 0,01–0,03 мм (рис. 16).
Кровеносные сосуды обычно появляются в немеланомоцитарных опухолях, таких как плоскоклеточный рак, себорейный кератоз (рис. 17) и кератоакантома (рис. 18). Они часто сопровождаются беловатым ореолом вокруг очага поражения (гала-шпилька). Кроме того, эти сосуды однородны и мономорфны при себорейном кератозе. Шпилькоподобные сосуды встречаются чаще при поражениях, расположенных на шее и голове. Иррегулярные сосуды в виде шпильки могут встречаться в беспигментной меланоме толщиной более 1 мм (рис. 19).
Шпилькоподобные сосуды были также обнаружены при экземе. Сосуды в виде шпильки удлиненные, неоднородные, сочетающиеся с пунктирными, линейно-полиморфными сосудами и с сосудами в виде клубочков, встречаются при инвазивном плоскоклеточном раке. Кроме того, шпилькоподобные сосуды встречаются при поверхностной и узловой формах БКК, эккринной порокарциноме.
Сосуды в виде запятой
Сосуды в виде запятой слегка согнуты, диаметром 1 мм или больше, представляют собой вариант пунктирных сосудов в виде шпилек (рис. 20). Характерна высокая вероятность для дермальных и врожденных невусов (рис. 21) с положительной прогностической ценностью 94%.
Как правило, они появляются в классических формах, в папилломатозных невусах (невус Унна) и полиморфных формах – в невусах Мишера. Сосуды в виде запятой могут сочетаться с пунктирными сосудами в гипопигментированном невусе Кларка. В отличие от дермального невуса, сосуды в виде запятой меньших размеров (0,01–0,03 мм), равномерно распределенные по всему поражению, встречаются при меланоме. Тем не менее, некоторые авторы утверждают, что размер сосудов не может использоваться для дифференциальной диагностики между меланомой и дермальным невусом.
Некоторые исследования показали, что у 1–45% всех поверхностных и узловых типов БКК встречались сосуды в виде запятой, также они встречались при фибромах кожи.
Линейные сосуды в виде штопора
Сосуды в виде штопора (рис. 22), нередко вместе с сосудами в виде шпильки, встречаются в беспигментной меланоме (толщиной > 2 мм), узловатой меланоме, десмопластической меланоме (рис. 23), кожных метастазах меланомы. Некоторые исследования показали, что они появляются примерно в 31% всех случаев БКК (рис. 24, 25).
Гломерулярные сосуды
Гломерулярные сосуды, сосуды, подобные клубочкам почечных капилляров, представляют собой расширенные капилляры в дермальных сосочках и сосочковом слое дермы (рис. 26). Часто встречаются при болезни Боуэна (рис. 27).
Замечено, что гломерулярные сосуды обнаруживали у 100% пациентов с непигментированными формами болезни Боуэна. Гломерулярные сосуды могут также появляться при поверхностной форме БКК. Так, в одном из исследований гломерулярные сосуды встречались у 7,8% из 333 больных с поверхностной БКК и у 8,8% из 171 пациентов с узловатой формой БКК.
Гломерулярные сосуды могут встречаться при светлоклеточной акантоме, инвазивном плоскоклеточном раке (рис. 28) и кератоакантоме. Ким и соавт. обнаружили клубочки сосудов у 65% пациентов с псориазом и у 22% пациентов с себорейным дерматитом. Кроме того, гломерулярные сосуды были обнаружены в эккринной пороме, клеточной карциноме Меркеля, экземе, ювенильной меланоме, узелковом невусе Шпиц, стазированном дерматите и фотодерматозе, кератозе.
Сосуды в виде венца короны
Сосуды в виде венца короны – это гомогенно изогнутые, тонкие древовидные сосуды, окружающие желтовато-беловатую центральную часть гиперплазии сальной железы. Сосуды могут распространяться в активную зону поражения, но никогда полностью не пересекают поражение кожи. Иногда видны устья сальных желез в виде кратера. Также сосуды в виде венца короны могут встречаться при контагиозном моллюске (рис. 29), в 83,3% случаев – при гиперплазии сальной железы (рис. 30).
Полиморфные сосуды
Полиморфные сосуды включают комбинацию из двух или более различных сосудистых структур. Наиболее частая комбинация содержит линейно-иррегулярные сосуды и пунктирные сосуды, что является довольно специфическим признаком для беспигментной/гипомеланотической меланомы (рис. 31, 32). О комбинации пунктирных и линейных сосудов также сообщалось в эккринной пороме, в карциноме Меркеля.
Древовидные в дополнение к полиморфным и шпилькоподобным сосудам встречаются нередко в толстых беспигментных/гипомеланотических меланомах и в метастазах меланом. Zalaudek et al. в исследовании обнаружили комбинации тонких древовидных и пунктирных сосудов у 7 из 10 больных (70%) с фиброэпителиомой Пинкуса.
Клубничный узор
Клубничный узор представляет собой эритему за счет псевдосети красно-розового цвета вокруг волосяных фолликулов, заполненных кератином, которые могут возникнуть при беспигментном актиническом кератозе. Zalaudek et al. наблюдали эту картину у более чем 90% пациентов с беспигментным актиническим кератозом (рис. 33).
Молочно-красные глобулы
Молочно-красные глобулы – неопределенные беловато-красные глобулы, приподнятые над кожей (рис. 34, 35). Встречаются в толстой беспигментной меланоме ( > 2 мм), их прогностическая ценность – 77,8%. Данные структуры встречаются также при атипичной форме невуса Шпиц и карциноме Меркеля.
Красные глобулы
Красные глобулы – круглые или овальные твердые красные структуры, размер которых больше, чем пунктирных сосудов (рис. 36). Pan et al. обнаружили красные глобулы у 32% больных с плоскоклеточным раком, 6% пациентов с поверхностной БКК и 32% пациентов, страдающих псориазом. Кроме того, эти глобулы также встречались в регрессированной меланоме, гемангиоме, саркоме Капоши (рис. 37), эккринной пороме и застойном дерматите.
Сосуды в виде извитых красных петель
Многочисленные сосуды в виде петли были обнаружены в 53–100% случаев у больных с псориазом волосистой части головы (рис. 38) и в 19–22% случаев – себорейным дерматитом. Также данные сосуды встречаются при декальвирующем фолликулите.
Сперматозоидоподобные сосуды
Сперматозоидоподобные сосуды – вариант точечных сосудов, коротких, изогнутых, линейных сосудов. Lallas et al. обнаружили этот сосудистый рисунок в 50% случаев грибовидного микоза (рис. 39).
Пример сосудистых элементов, встречающихся при меланоме, представлен на рисунке 40.
Алгоритм установления диагноза на основании результатов дерматоскопии представлен на рисунке 41.
Прогностический анализ васкулярных структур при меланоцитарном поражении по данным дерматоскопии*
Меланоцитарные поражения |
PPV (положительное прогностическое значение) |
Меланома |
37,8% |
Внутридермальный/врожденный невус |
15,6% |
Невус Кларка (диспластический) |
21,1% |
Невус Шпиц |
15,6% |
Примечание: *Argeruiarw G. Zaloudek I. Corona R et al.) Vascular structures in skin tumors: dermatoscopic study. Arch Dermatol Dec 2004;140(12):1485-1489
Выводы
Использование дерматоскопии позволяет распознавать и идентифицировать различные варианты сосудов, что дает возможность своевременно и более точно диагностировать различные опухоли кожи. Однако не следует забывать, что дерматоскопия – это 30% успешного установления диагноза, но решающим в большом количестве случаев является патогистологическое исследование.